Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russian Food Market)
Информация подготовлена для журнала Russian Food Market на основе данных маркетингового исследования «Рынок мясных полуфабрикатов в России», а также оценок и мнений экспертов компании TEBIZ GROUP.
Полная версия исследования: Анализ рынка мясных полуфабрикатов
Определения и термины
К мясным полуфабрикатам относят изделия из мяса, подготовленные для кулинарной обработки. Согласно классификации, мясные полуфабрикаты подразделяются на охлажденные, подмороженные и замороженные.
Динамика рынка мясных полуфабрикатов
Начиная с 2010 года, рынок мясных полуфабрикатов в России стабильно растет и показывает неплохие темпы роста. Так, В 2010 году объем рынка вырос на 12%, в 2011 году – еще на 17%. По оценкам Tebiz Group, в 2012 году российский рынок увеличился до 2,2 млн.тонн, показав тем самым рост на уровне 16-17%. Таким образом, можно констатировать, что даже мировой финансовый кризис не оказал существенного воздействия на рынок. Популярность, которую завоевали мясные полуфабрикаты в России, базируется на таких преимуществах, как простота приготовления и сокращение времени на подготовку блюда (по сравнению с приготовлением изделий из необработанного мяса).
Ключевыми фактором, оказывающими воздействие на рынок мясных полуфабрикатов, являются:
- уровень покупательской способности населения;
- уровень предложения продукции хорошей качества по приемлемой цене (зависит от развития розничной торговли и дистрибуции у производителей, а также ассортимента выпускаемой продукции);
- зависимость от импортного сырья
По прогнозам Tebiz Group, российский рынок мясных полуфабрикатов в ближайшие годы ожидает продолжение роста.
Структура рынка полуфабрикатов мяса
Как упоминалось раннее, мясные полуфабрикаты предполагают деление на две группы: 1) охлажденные, 2) подмороженные и замороженные.
На российском рынке доминирует вторая группа. Так, в 2012 году она занимала 2/3 всего рынка. Тем не менее, за последние годы зафиксировано смещение потребительских предпочтений в сторону охлажденной продукции. Так, с 2009 по 2012 год доля охлажденных мясных полуфабрикатов выросла с 29% до 34%.
Наиболее крупный сегмент российского рынка мясных полуфабрикатов - это полуфабрикаты в тесты (пельмени, манты, равиоли и аналогичные изделия). Их доля в структуре российского рынка в 2012 году оценивается в 24%. На втором месте - крупнокусковые полуфабрикаты (пласты мяса или мякоть, снятая в виде крупных кусков с определенных частей полутуш и туш) с показателем 21%. Третье место делят между собой такие сегменты, как рубленые полуфабрикаты (бифштексы, котлеты и т.п.) и мелкокусковые полуфабрикаты (мякоть спинной, поясничной и заднетазовой частей). Каждая из этих групп формирует по 17% от общего потребления мясных полуфабрикатов в России.
Внутреннее производство полуфабрикатов
На российском рынке мясных полуфабрикатов доминирует отечественная продукция, что объясняется более высокой рентабельностью производства, для которого источники сырья и рынок потребления лежат в пределах одной географической зоны.
По оценкам в 2012 году объем производства мясных полуфабрикатов в нашей стране вырос на 17%. Ведущим регионом по выпуску данной продукции в России является крупнейший мясо-сырьевой регион страны - Белгородская область. В 2012 году данный регион выпустил около 310 тыс.тонн продукции, что составляет 14% от общероссийского показателя. Далее с существенным отрывом - Московская область, ее показатель оценивается в 8%. Третью позицию занимает Ставропольский край (7%). Ненамного отстает Калужская область, обеспечивая объемы выпуска 6% от общероссийского производства.
Среди ТОП-15 ведущих регионов наиболее динамичное развитие производства в 2012 году было зафиксировано в Тамбовской области (рост практически в 6 раз), в Ставропольском крае (~ 60%) и в Новгородской области (~ 40%).
Ценовой тренд
В качестве индикаторов рынка рассмотрим два вида розничных цен: на полуфабрикаты из теста (пельмени, манты и равиоли) и на мясной фарш.
Как показывает аудит розничной торговли, за последние несколько лет цены на данные виды продуктов постоянно росли. Так, средний уровень цен на пельмени в России за 2012 год вырос на 8% (для сравнения, в 2011 году - на 11%), а на мясной фарш - на 9% (для сравнения, в 2011 году - на 13%).
На конец 2012 года наибольшие уровни цен на мясной фарш были отмечены в Чукотском авт.округе (420 руб./кг), Ненецком авт.округе (343 руб./кг) и Камчатском крае (336 руб./кг), а наименьшие - в "отрезанной" от России Калининградской области (180 руб./кг) и регионе-лидере по объемам выпуска полуфабрикатов - Белгородской области (186 руб./кг).
Что касается уровня цен на изделия из теста (пельмени, манты и равиоли), то здесь ситуация отчасти повторяется, "в топах" находятся Ненецкий авт.округ (307 руб./кг) и Чукотский авт.округ (267 руб./кг). Наиболее низкие цены по России к декабрю продемонстрировали Тульская (107 руб./кг), Тамбовская (109 руб./кг) и Белгородская области (109 руб./кг).
Импортная продукция на рынке мясных полуфабрикатов
На российском рынке продукция зарубежных производителей занимает менее 1%. Основные страны происхождения российского импорта - это традиционно Франция, Германия, Южная Корея и Дания. По предварительным оценкам Tebiz Group, в 2012 году ведущей страной, отправляющей продукцию в Россию, является Германия. Данная страна обеспечила 49% российского импорта мясных полуфабрикатов. На втором месте - Франция с показателем 35%. Доли Южной Кореи и Дании оцениваются соответственно в 5% и 4%.
Ведущие российские производители
ТОП-10 ведущих предприятий по производству мясных полуфабрикатов в России составляют следующие компании: ООО "Инвест Альянс", ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат", ООО "Продукты Питания Комбинат", ЗАО "Мясная галерея", ООО "Челны-Бройлер", Подразделение ООО "Птицефабрика "Ново-Ездоцкая" - "Производственное объединение "Ново-Ездоцкая", ООО "Птицекомбинат", ООО "Шельф-2000", ООО Производство замороженных продуктов "ЭЛИКА", ООО "Талосто-Продукты".
Для половины из рассматриваемых предприятий приоритетным сегментом является рынок пельменей. Наиболее динамичной является компания ООО "Птицекомбинат" (Ставропольский край), которая была основана в 2006 году, и за это время смогла выйти в ТОП-10, при этом работая исключительно на конкурентном пельменном рынке.
Крупнейшим российским предприятием по выпуску мясных полуфабрикатов является ООО "Инвест Альянс" (Калужская область). Данная компания выпускает широкий ассортимент полуфабрикатов с акцентом на пельмени, работая в сегменте low-cost. ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" (Москва) производит в основном пельмени (ТМ "Традиционные Останкинские", ТМ "Русские "Домашней Лепки", ТМ "Останкинские") и котлеты. Компания ООО "Продукты Питания Комбинат" расположена в Калининградской области, ее специализацией является выпуск панированных полуфабрикатов (ТМ "Золотой Петушок", ТМ "Домашняя Сказка"). ЗАО "Мясная галерея" (Владимирская область) также представляет собой пример компании с исключительной специализацией на пельменях (ТМ "Медвежье ушко", ТС "Царедворье", ТС "Благолепные", ТС "Зареченские пельмени"). Замыкает пятерку ведущих компаний ООО "Челны-Бройлер" (Республика Татарстан). Данное предприятие имеет существенный сырьевой потенциал, а ее выпуск ориентирован на обширный спектр полуфабрикатов из мяса птицы.
Автор: TEBIZ GROUP
Прямая гиперссылка на первоисточник данного материала обязательна: Tebiz Group
Исследования по теме:
Теги: обзор рынка мясных полуфабрикатов, анализ рынка мясных полуфабрикатов, рынок мясных полуфабрикатов