Упущенные возможности российской керамической плитки

news-upuschennye-vozmozhnosti-rossijskoj-keramicheskoj-plitki.jpg

Данные для обзора подготовлены на основании маркетингового исследования «Рынок керамической плитки в России. Показатели и прогнозы» компании TEBIZ GROUP.

Полная версия отчета: Анализ рынка керамической плитки в России

Провал в импортозамещении керамической плитки

Ситуация на рынке керамической плитки такова, что в 2013 году импорт равнялся 75,7 млн.кв.м., что составляло около 45% от объема собственной произведенной плитки. За последующие три года объем импортируемой плитки снизился до 40,7 млн.кв.м. (-46%), но российские производители не сумели реализовать имеющееся «окно возможностей» и заполнить освободившиеся ниши отечественной продукцией. Даже скорее наоборот, объем произведенной керамической плитки в 2016 году меньше на 1,8% чем в 2013 году. Что же помешало российским производителям осуществить импортозамещение в этой отрасли?

Проблемы строительного рынка

Если рассматривать рынок керамической плитки в России в целом, то из-за сокращения импорта его величина сократилась в 2015 году на 10%, а в 2016 уменьшилась еще на 9,1%. Главными причинами этого являются структурные проблемы строительного рынка, уменьшившие спрос со стороны крупных застройщиков, а также реальное уменьшение доходов населения, негативно сказывающееся на конечном спросе.

Надежда на реновацию

Несмотря на имеющиеся проблемы в отрасли, производство керамической плитки в России увеличивалось вплоть до 2016 года. В 2016 году сократилось производство двух основных сегментов – керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки (код ОКПД 26.30.10.110) и керамической плитки для полов (код ОКПД 26.30.10.140), из-за чего общая величина производства уменьшилась на 5,2%. Из регионов в 2016 году наибольшее сокращение производимых объемов пришлось на Московскую область. Преломить формирующийся негативный тренд может принятая программа реновации в Москве и "Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2030 года". Обе эти инициативы должны укрепить строительный сектор и стимулировать спрос на строительные материалы.

Экспорт керамической плитки: ориентир на Казахстан

Увеличению производства керамической плитки также может поспособствовать экспортная привлекательность российской керамической плитки. За последние четыре года экспорт в натуральном выражении увеличился почти на две третьих. Основным потребителем является Казахстан, на долю которого приходится 55-60% всего объема экспорта керамической плитки. В целом география экспорта представлена в основном странами постсоветского пространства и ближайшими соседями. Основной причиной роста экспорта является дешевизна отечественной продукции. Российская керамическая плитка за последние два года потеряла четверть в цене, и в 2016 году средняя цена за квадратный метр составила 4,76 доллара. В среднесрочной перспективе величина экспорта керамической плитки имеет потенциал для дальнейшего роста.

Импорт плитки переходит в эконом-сегмент

Про импорт же керамической плитки, помимо того, что уменьшался, нужно добавить что он значительно подешевел. В 2015 году средняя годовая цена уменьшилась на 28,1%, а уже в 2016 году зафиксирован небольшой рост цены. Ценовая неконкурентоспособность керамической плитки из ряда стран привела к тому, что лидером импорта стала Беларусь, которая смогла увеличить свое присутствие на российском рынке, несмотря на то, что импорт в целом сокращался. Также, стоит отметить, что значительно уменьшились поставки керамической плитки из Украины,  что в большей степени связано с политическими причинами, нежели с экономическими, поскольку украинская продукция в целом дешевле российской.

Краткое заключение о рынке керамической плитке

Сократившийся импорт, растущий экспорт и стагнирующее производство сигнализируют о структурных проблемах в отрасли и уменьшении спроса. Есть надежда, что при восстановлении величины спроса именно российские компании первыми смогут заполнить открывающиеся ниши и закрепят свое влияние на рынке строительных отделочных материалов.  

Прямая гиперссылка на первоисточник данного материала обязательна: Tebiz Group

Исследования по теме:

  1. Рынок огнеупорных материалов
  2. Обзор рынка керамических кирпичей и блоков
  3. Аналитика рынка керамической черепицы
  4. Исследование рынка керамической сантехники

 

Теги: керамическая плитка, строительные материалы

Tеги:
tbmodal__title
tbmodal__media
tbmodal__description
modal__content
Мы отправили демо-версию
на Email
Проверьте вашу почту.