Смена гастрономических предпочтений россиян на примере рынка мяса

news-smena-gastronomicheskikh-predpochtenij-rossiyan-na-primere-rynka-myasa.jpg

Данные для обзора подготовлены на основании маркетингового исследования «Рынок мяса в России. Показатели и прогнозы» компании TEBIZ GROUP.

Полная версия отчета: Анализ рынка мяса в России

Тенденции российского рынка мяса

Если отбросить некоторые модные тенденции как вегетарианство, сыроедение и т.д., то среднедушевое потребление мяса можно рассматривать как один из показателей благосостояния населения. Рассмотрим, что происходило с объемом рынка мяса в период 2012-2016 гг., а также остановимся на структурных изменениях происходящих внутри него.

Если рассматривать величину рынка мяса в целом, то объем рынка растет каждый год на 1,7-1,9%, кроме 2015 года, когда произошло снижение объема рынка на 1,1%. Интересным является тот факт, что в 2014 году, когда произошло основное снижение реальных доходов населения, величина рынка выросла на 1,7%, несмотря на ухудшение экономической ситуации. Этот рост спроса можно объяснить присоединением Крыма, то есть увеличением населения России более чем на 2,2 млн. человек.

Производственные показатели мясного рынка

Несмотря на происходившее снижение потребления мяса в 2015 году, производство мяса уверенно увеличивалось на 3-6% в год на протяжении всего периода 2012-2016 гг. Общая величина производимого мяса в России в 2016 году достигла 9,9 млн.т., что на 22,4% больше показателя 2012 года. Если же рассмотреть производство детальнее, то можно заметить, что наибольший рост произошел в самых дешевых сортах мяса – так свинина выросла на 31,6%, а мясо птицы на 27,5%. При этом более дорогая категория - мясо КРС - уменьшилась на 1,5%. Это говорит о том, что в целях экономии, россияне голосовали рублем за более дешевые сорта мяса. Также  примечательным остается то, что данные тенденции никуда не делись, и сигналов по их снижению не замечено.

Импортные поставки

Кроме того, знаковым событием является сокращение импорта мяса, который с 2012 года уменьшился в 2,35 раза в натуральном выражении. Снижение происходило как из-за ценовой неконкурентоспособности импортной продукции, так и за счет реализации Доктрины продовольственной безопасности. В среднем за два года импортируемое мясо подешевело на 30%. Если в 2014 году средняя цена килограмма импортируемого мяса составляла  3,36 долларов, то в  2016 году всего 2,33 доллара. Это касается экономических факторов. Между тем на импорте мяса значительно сказались политические решения. В 2016 году российские компании полностью перестали импортировать мясо из Канады, Турции, Украины, Германии, Польши, Ирландии и т.д. Единственной страной, которая уверенно наращивает импорт мяса в Россию, является Беларусь.

Экспорт мяса из России

Качественный скачок произошел и в экспорте мяса, хотя этот сегмент рынка незначителен в целом. За период 2012-2016 гг. экспорт мяса увеличился в 5,67 раз в натуральном выражении. Если раньше лидерами по потреблению российского мяса были Гонконг, Вьетнам, Таиланд, Казахстан, то в 2016 году появился новый лидер – это Украина, на долю которой пришлось 28,2% от всего российского экспорта мяса. Стоит отметить, что до 2014 года Россия не поставляла мясо на Украину. 

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в России отмечается рост потребления мяса в целом, которое происходит за счет увеличения производства более дешевых сегментов мяса. При этом значительно сократился импорт мяса, который тоже дешевеет, и это все обусловлено как политическими, так и экономическими причинами.

Прямая гиперссылка на первоисточник данного материала обязательна: Tebiz Group

Исследования по теме:

  1. Мясная отрасль России
  2. Рынок говядины в России
  3. Рынок свинины в России
  4. Рынок мяса птицы в России
  5. Рынок баранины в России
  6. Рынок мяса кроликов в России

 

Теги: мясной рынок, мясная промышленность

Tеги: